ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самбо — не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.
Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.
Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы.
Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств.
Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности.
История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений.
Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность
Дополнительная предпрофессиональная программа по самбо разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 01.12.2007 года №329-ФЗ (ред. от 23.06.2014г.);
- Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №1125;
- Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиями реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и срокам обучения по этим программам, утвержденным приказом Минспорта Российской Федерации от 12.09.2013 года №730;
- Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» от 12.05.2014 года № ВМ-04-10/2554.
- Устава МБОУ ДОД БутурлиновскаяДЮСШ г. Бутурлиновка.
Данная программа по самбо направлена на отбор одарённых детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития,
получение ими начальных знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта (в том числе в избранном виде спорта); подготовку к успешному переводу с этапа на этапы подготовки; подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на детей, подростков, молодых людей (с 9 до 18 года).
Обучающийся должен в совершенстве овладеть техникой и тактикой избранного вида спорта, приобрести соревновательный опыт и специальные знания, умения и навыки.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, улучшение физической подготовленности и физического развития посредствам занятий самбо.
ЗАДАЧИ:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Система дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы по самбо представляет собой организацию и проведение, физкультурно-спортивной и тренировочной деятельности обучающихся, по общей физической подготовке, специализированной подготовке, связанных с участием в соревнованиях и проведением тренировочных сборов.
Срок реализации программы по самбо составляет 8 лет и делится на следующие этапы:
этап начальной подготовки – 3 года
тренировочный этап – 5 лет
Результатом деятельности:
на этапе начальной подготовки является формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта самбо, наличие опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта самбо; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья; отбор перспективных юных спортсменов для
дальнейших занятий самбо;
на тренировочном этапе - формирование общей и специальной физической, технико-тактической подготовки; стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях; общая и специальная психологическая подготовка; укрепление здоровья;
Перевод обучающихся в следующую группу осуществляется путём сдачи переводных нормативы приёмной комиссий.
Расписание занятий составляется администрацией МБОУ ДОД Бутурлиновская ДЮСШпо представлению тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима занятий, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Учебный материал представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки дзюдоистов: теоретическую, ОФП и СФП, технико-тактическую и психологическую и соревновательную.
- НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
- ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЛИЦ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ В ГРУППАХ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА САМБО
Этапы спортивной подготовки | Длительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 1 | 9 (9-10)⃰⃰ (10-11)⃰ (11-12)⃰⃰ | 14 – 25 |
2 | 12 - 15 | ||
3 | 11-13 | ||
Тренировочный этап | 1 | (12-13)⃰⃰ (13-14)⃰⃰ (14-15)⃰⃰ (15-16)⃰⃰ (16-17)⃰⃰ | 10-12 |
2 | 9-11 | ||
3 | 8-10 | ||
4 | 7-9 | ||
5 | 6-8 |
9- минимальный возраст
⃰ - возможный возраст для зачисления
- ЭТАПНЫЕ НОРМАТИВЫПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ИХ ПАРЦИАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА САМБО
Виды спортивной подготовки | Этапы спортивной подготовки | |
этап начальной подготовки | тренировочный этап | |
Общая физическая подготовка (%) | 82/80 | 18/17 |
Специальная физическая подготовка (%) | 21/21 | |
Техническо- тактическая подготовка (%) | 13/15 | 45/46 |
Теоретическая подготовка (%) | 3/3 | 5/5 |
Контрольные испытания (%) | 1/1 | 7/7 |
Соревнования (%) | - | |
Инструкторская и судейская практика (%) | - | 3/3 |
Восстановительные мероприятия (%) | 1/1 | 1/1 |
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВИДУ СПОРТА САМБО
Виды соревнований (соревновательные поединки) | Этапы спортивной подготовки | |
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | |
тренировочные | - | 85 |
контрольные | 8-12 | 40 |
основные | - | 40 |
Всего соревновательных поединков | 8-10 | 165 |
1.4. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,3 с) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 1,55 см) |
Подъем туловища, лежа на спине с фиксированными стопами (не менее 15 раз) | |
Выносливость | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз) |
1.5. НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег 30 м (не более 4,8 с) |
Бег на 60 м (не более 9 с) | |
Координация | Челночный бег 3 x 10 м (не более 8 с) |
Выносливость | Бег на 1500 м (не более 7 мин.) |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 15 раз) |
Поднимание ног из виса на перекладине до уровня хвата руками (не менее 6 раз) | |
Силовая выносливость | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 20 раз) |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (не менее 25 раз) | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 160 см) |
Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 8 раз) | |
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 9 раз) | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 10 раз) | |
Технико-тактическое мастерство | Обязательная техническая программа |
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 46 недель занятий непосредственно в условиях МБОУ ДОД Бутурлиновская ДЮСШ и дополнительные 6 недель для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам на период их отдыха.
2.1. НОРМАТИВЫ МАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Этапный норматив | Этап начальной подготовки | Тренировочный этап | ||||||
Год подготовки | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й |
Количество часов в неделю | 6 | 8 | 8 | 12 | 12 | 14 | 16 | 18 |
Общее количество часов в год | 312 | 416 | 416 | 624 | 624 | 728 | 832 | 936 |
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы подготовки | Этапы подготовки | |||||||
Начальной подготовки | Тренировочный этап | |||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
теория | 9 | 12 | 12 | 28 | 28 | 41 | 41 | 41 |
ОФП | 251 | 332 | 332 | 108 | 108 | 117 | 152 | 174 |
СПФ | 132 | 132 | 151 | 178 | 202 | |||
ТТП | 46 | 64 | 64 | 292 | 292 | 345 | 370 | 428 |
контрольные испытания | 3 | 4 | 4 | 40 | 40 | 46 | 58 | 58 |
инструкторская и судейская практика | 18 | 18 | 20 | 25 | 25 | |||
восстановительные мероприятия | 3 | 4 | 4 | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 |
соревнования | В соответствии с календарным графиком | |||||||
ИТОГО | 312 | 416 | 416 | 624 | 624 | 728 | 832 | 936 |
2.3. ГОДОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ-СХЕМЫ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ
Примерный годовой план распределения учебных часов для групп начальной подготовки 1-го года обучения:
Содержание занятий | месяцы | Ито-го | месяцы | Всего часов | ||||||||||||
учебные часы на 46 недель | + 6 недель | |||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 46 нед. | 8 | ||||
теория | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | 9 | |||||
ОФП | 18 | 22 | 21 | 23 | 18 | 19 | 21 | 21 | 16 | 22 | 20 | 221 | 30 | 251 | ||
ТТП | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 40 | 6 | 46 | |||
Контрольные испытания | 3 | 3 | 3 | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | |||||||||||
соревнования | В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий | |||||||||||||||
ИТОГО | 26 | 28 | 26 | 28 | 24 | 24 | 26 | 26 | 22 | 26 | 20 | 276 | 36 | 312 | ||
Примерный годовой план распределения учебных часов для групп начальной подготовки 2-го и 3-го года обучения:
Содержание занятий | месяцы | Ито-го | месяцы | Всего часов | ||||||||||||
учебные часы на 46 недель | + 6 недель | |||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 46 нед. | 8 | ||||
теория | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | 12 | |||
ОФП | 24 | 30 | 30 | 30 | 23 | 24 | 29 | 30 | 25 | 24 | 27 | 296 | 36 | 332 | ||
ТТП | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 52 | 12 | 64 | ||
Контрольные испытания | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | ||||||||||
соревнования | В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий | |||||||||||||||
ИТОГО | 36 | 36 | 36 | 36 | 30 | 30 | 36 | 36 | 32 | 30 | 30 | 368 | 48 | 416 | ||
Примерный годовой план распределения учебных часов 1-го, 2-го года обучения тренировочного этапа подготовки:
Содержание занятий | месяцы | Ито-го | месяцы | Всего часов | |||||||||||
учебные часы на 46 недель | + 6 недель | ||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 46 нед. | 8 | |||
теория | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 28 | 28 | ||
ОФП | 9 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 | 96 | 12 | 108 | |
СФП | 11 | 11 | 11 | 11 | 10 | 10 | 11 | 11 | 10 | 10 | 10 | 116 | 16 | 132 | |
ТТП | 20 | 22 | 22 | 22 | 23 | 19 | 20 | 22 | 13 | 29 | 36 | 248 | 44 | 292 | |
Контрольные испытания | 6 | 6 | 6 | 6 | 10 | 6 | 40 | 40 | |||||||
Инструкторская и судейская практика | 6 | 6 | 6 | 18 | 18 | ||||||||||
Восстановительные мероприятия | 2 | 2 | 2 | 6 | 6 | ||||||||||
соревнования | В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий | ||||||||||||||
ИТОГО | 51 | 51 | 51 | 51 | 45 | 45 | 48 | 51 | 45 | 57 | 57 | 552 | 72 | 624 | |
Примерный годовой план распределения учебных часов 3-го, года обучения тренировочного этапа подготовки:
Содержание занятий | месяцы | Ито-го | месяцы | Всего часов | ||||||||||||
учебные часы на 46 недель | + 6 недель | |||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 46 нед. | 8 | ||||
теория | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 41 | 41 | |||
ОФП | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 10 | 10 | 10 | 8 | 10 | 1 | 97 | 20 | 117 | ||
СФП | 13 | 13 | 13 | 13 | 11 | 13 | 13 | 13 | 11 | 13 | 1 | 127 | 24 | 151 | ||
ТТП | 25 | 25 | 23 | 25 | 28 | 23 | 30 | 28 | 30 | 28 | 32 | 297 | 48 | 345 | ||
Контрольные испытания | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 46 | 46 | |||
Инструкторская и судейская практика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | 20 | |||||||||
Восстановительные мероприятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 8 | ||||||||||
соревнования | В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий | |||||||||||||||
ИТОГО | 60 | 60 | 56 | 60 | 57 | 58 | 61 | 63 | 59 | 62 | 40 | 636 | 92 | 728 | ||
Примерный годовой план распределения учебных часов 4-го, года обучения тренировочного этапа подготовки:
Содержание занятий | месяцы | Ито-го | месяцы | Всего часов | ||||||||||||
учебные часы на 46 недель | + 6 недель | |||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 46 нед. | 8 | ||||
теория | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 41 | 41 | |||
ОФП | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 | 12 | 128 | 24 | 152 | ||
СФП | 14 | 14 | 14 | 14 | 13 | 14 | 14 | 14 | 13 | 14 | 14 | 152 | 26 | 178 | ||
ТТП | 28 | 28 | 28 | 28 | 26 | 30 | 31 | 30 | 31 | 33 | 25 | 318 | 52 | 370 | ||
Контрольные испытания | 8 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 58 | 58 | |||
Инструкторская и судейская практика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | 25 | |||||||||
Восстановительные мероприятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 8 | ||||||||||
соревнования | В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий | |||||||||||||||
ИТОГО | 68 | 68 | 65 | 68 | 60 | 70 | 66 | 70 | 65 | 69 | 56 | 730 | 102 | 832 | ||
Примерный годовой план распределения учебных часов 5-го, года обучения тренировочного этапа подготовки:
Содержание занятий | месяцы | Ито-го | месяцы | Всего часов | ||||||||||||
учебные часы на 46 недель | + 6 недель | |||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 46 нед. | 8 | ||||
теория | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 41 | 41 | |||
ОФП | 14 | 14 | 14 | 14 | 12 | 14 | 14 | 14 | 12 | 14 | 14 | 150 | 24 | 174 | ||
СФП | 16 | 16 | 16 | 16 | 15 | 16 | 16 | 16 | 15 | 16 | 16 | 174 | 28 | 202 | ||
ТТП | 34 | 37 | 31 | 37 | 31 | 25 | 36 | 34 | 31 | 35 | 41 | 372 | 56 | 428 | ||
Контрольные испытания | 8 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 58 | 58 | |||
Инструкторская и судейская практика | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | 25 | |||||||||
Восстановительные мероприятия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 8 | ||||||||||
соревнования | В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий | |||||||||||||||
ИТОГО | 78 | 81 | 72 | 81 | 69 | 69 | 75 | 78 | 69 | 78 | 78 | 828 | 108 | 936 | ||
2.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ
N п/п | Вид тренировочных сборов | Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Оптимальное число участников сбора | |
тренировочный этап | этап начальной подготовки | |||
| ||||
1.1. | Тренировочные сборы по подгото-вке к чемпиона-там, кубкам,пер-венствам России | 14 | - | Определяется организацией, осуществляю-щей спортивную подготовку |
1.2. | Тренировочные сборы по подгото-вке к другим всероссийским соревнованиям | 14 | - | |
1.3. | Тренировочные сборы по подгото-вке к официаль-нымсоревнова-ниям субъекта Российской Федерации | 14 | - | |
2. Специальные тренировочные сборы | ||||
2.1. | Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке | 14 | - | Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе |
2.2. | Восстановитель-ныетренировоч-ные сборы | До 14 дней | - | Участники соревнований |
2.3. | Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования | До 5 дней, но не более 2 раз в год | - | В соответствии с планом комплексного медицинского обследования |
2.4. | Тренировочные сборы в канику-лярный период | До 21 дня подряд и не более двух сборов в год | Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих подготовку на определенном этапе | |
2.5. | Просмотровые тренировочные сборы для канди-датов на зачисле-ние в образова-тельные учрежде-ния среднего про-фессионального образования, осуществляющие деятельность в области физичес-кой культуры и спорта | До 60 дней | - | В соответствии с правилами приема |
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке самбистов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить осмысливать и анализировать действия нататами как свои, так и соперника, не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал распределяется на весь период обучения. Теоретические знания должны иметь целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умения использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность - вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Наначальной подготовки необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких результатов.
В ТГ - группах учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед в зависимости от возраста должны стать история физической культуры, история борьбы самбо и философские аспекты борьбы самбо, методические особенности построения тренировочного процесса, закономерности подготовки к соревнованиям.
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.
Темы теоретических занятий:
- Физическая культура и спорт в России. (Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Значения физической культуры и спорта для трудовой деятельности людей
- Краткий обзор развития самбо в России и за рубежом.
- Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировки.
- Краткое сведение о строении и функциях организма человека.
- Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.
- Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
- Основы техники самбо и методики обучения самбистов.
- Планирование спортивной тренировки.
- Правила соревнований, их организация и проведение.
3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
3.2.1.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка осуществляется средствами других видов спорта
Гимнастика - подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, сгибание туловища, лежа на спине, лазанье по канату с помощью и без помощи ног, упражнение на формирование осанки, упражнения на гимнастической стенке, кувырки, акробатические элементы, строевые упражнения, стойки на руках, на голове, на локтях, упражнение на развитие гибкости.
Легкая атлетика: челночный бег, бег на 30 м, 60,100,400,800, 3000 м прыжки в длину, метание набивного мяча.
Тяжелая атлетика- подъем штанги, жим, толчок, упражнение с гирями.
Спортивная борьба - приседания, повороты и наклоны туловища с партнером на плечах, вставание на мост из стойки, забегание на мосту, перевороты на мосту.
Другие виды двигательной активности могут быть использованы на усмотрение тренера (туризм, плавание, бокс, спортивные игры и др.)
3.2.2.СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Методы развития специальных физических качеств не отличаются от методов развития общефизических качеств. Специальная физическая подготовка самбиста направлена на развитие физических качеств, проявляемых в выполнении специфических для самбо действий. Она используется как составная часть всего учебно-тренировочного процесса на всех этапах учебной и тренировочной работы, включая соревновательный. Средствами специальной подготовки являются упражнения в выполнении фрагментов самбо, направленные на повышение возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных действий самбиста.
Специальная физическая подготовка осуществляется непосредственно средствами борьбы самбо: имитационные упражнения с набивным мячом, броски манекена в максимальном темпе, броски одного или нескольких партнеров в максимальном темпе, подъем разгибом из исходного положения «борцовский мост», вставание из положения стойки в положение «борцовский мост», поединки со сменой партнеров, поединки с односторонним сопротивлением, с нарастающим сопротивлением, полным сопротивлением, длительные поединки (до 20 минут), выполнение технических действий на более тяжелых партнерах, борьба на одной ноге (для освоения боковой подсечки).
3.2.3. ТЕХНИКО - ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАСПОРТСМЕНОВ - САМБИСТОВ
а) ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
группы НП-1, НП-2, НП-3
Стойки, передвижения, дистанции, повороты, упоры, нырки, уклоны, падения, страховка и самостраховка.
Положение самбиста по отношению к ковру, по отношению к противнику.
Усилия направленные на нарушение равновесия противника.
Проведение поединков с односторонним сопротивлением, закрепление техники выполнения бросков, удержания, болевые посредством многократного их повторения в различных ситуациях. Освоения комбинаций и контрприемов.
группы ТГ-1, ТГ-2, ТГ-3, ТГ-4, ТГ-5.
Самостраховка, выведение из равновесия противника, используя его движения, его усилие, позицию, позу, захваты для проведения бросков, проведение поединков с дозированным сопротивлением, по заданию, имитация бросков с проговариванием, перед зеркалом, с закрытыми глазами, выполнение бросков на восходящую и нисходящую площадь (угол наклона 15-30*). Способы преследования противника при переходе в борьбу лежа. Поединки со сменой партнеров, борьба за захват.
Учебно-тренировочные поединки по заданиям, совершенствование технико-тактического мастерства в условиях интенсивного противоборства, отработка технических действий с программированием действий противника, совершенствование индивидуальной техники, устранение погрешностей техники выполнения бросков, совершенствование сковывающих, опережающих, обманных действий, маскировка обороны, ведение поединка в равном темпе, на краю ковра.
НП-2 | ТГ-1,2 | ТГ-3,4,5 | ||
броски | 1.Задняя подсечка | Зацеп изнутри | ||
1. Боковая подсечка | 2.Посечка изнутри | Передняя подсечка под подставленную ногу | ||
2. Передняя подсечка | 3. Бросок через бедро захватом | Обратный бросок через бедро | ||
3.Бросок ч\з бедро | 4.Бросок захватом ноги по подколенный сгиб | Подножка назад седом | ||
Охват, бросок через бедро | 5.Посечка в темп шагом | Передний переворот | ||
Зацеп изнутри | 6.Передняя подножка | Бросок через ногу вперед вкручиванием | ||
Бросок через спину, передняя подсечка в колено, задняя подсечка | 7.Подхват под две ноги | Задняя подножка | ||
8.Подхват изнутри | Боковой переворот | |||
9. Зацеп снаружи | Охват под две ноги назад | |||
10. Боковая подножка | Бросок через грудь с прогибом | |||
11.Бросок через голову | Бросок захватом двух ног | |||
12. Мельница | Подсад голенью | |||
Борьба лежа | ||||
1. Удержание сбоку | 1. Прорыв на удержание со стороны ног | Удержание верхом захватом руки | ||
2. Удержание сбоку с выключением руки | 2. Удержание верхом захватом руки | Удержание поперек захватом дальней руки | ||
3. Удержание поперек | 3. Рычаг локтя через бедро до удержания сбоку | Рычаг внутрь захватом руки под плечо | ||
4. Удержание со стороны головы захватом пояса | 4. Удержание сбоку | Рычаг внутрь с помощью ноги сверху | ||
5. Удержание верхом | 5. Обратное удержание сбоку | Болевой на тазобедренный сустав | ||
6. Переворачивание захватом | 6.Рычаг внутрь упором предплечья | Ущемление бицепса | ||
7. Переворачивание захватом пояса и руки из-под плеча | 7. Болевой на ахилово сухожилие | |||
8.Переворачивание захватом двух рук | 8.Болевой на коленный сустав | |||
9.Переворачивание ногами | ||||
б) ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Тактическая подготовка в группах начальной подготовки
- использование сковывающих, опережающих, обманных действий при проведении бросков;
- сбор информации о противнике;
- постановка цели поединка;
- планирование перед поединком выполнения конкретных технических действий;
- планирование соревновательного дня (режим отдыха, питания, питьевой).
Тактическая подготовка в учебно - тренировочных группах
- использование благоприятных ситуаций;
- создание благоприятных ситуаций;
- однонаправленные и разнонаправленные комбинации;
- сбор информации о борцах, построение модели и конкретным противником;
- реализация замысла поединка;
- разработка поединка на краю ковра.
3.2.4. психологическая подготовка
В данном разделе кратко отражаются основные средства, методы формы, приемы воспитательной работы, психологической подготовки с учащимися.
Возрастание роли физической культуры как средство воспитания спортсменов обуславливает повышение требований к воспитательной работе. Важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности спортсмена. Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств.
В данном разделе кратко отражаются основные средства, методы формы, приемы воспитательной работы, психологической подготовки с учащимися.
Возрастание роли физической культуры как средство воспитания спортсменов обуславливает повышение требований к воспитательной работе. Важным условие успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности спортсмена. Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств.
Важную роль в нравственном воспитании играет спортивная деятельность представляющая большие возможности для воспитания этих качеств.
Центральной фигурой в этой работе является тренер, который не ограничивает свои функции лишь руководством во время тренировок и соревнований.
Успешность воспитания спортсменов во многом определяется способностью тренера сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
В целях эффективности воспитания тренеру необходимо организовать тренировочный процесс так, чтобы постоянно ставить перед спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования.
Ведущее место в формировании нравственного сознания принадлежит методам убеждения (убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, примеры). Методом нравственного воспитания является поощрение спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков.
Методом воспитания является и наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценки поступков и действий спортсмена. Виды наказания разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступков в спортивном коллективе, отстранение от занятий и соревнований.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне.
Воспитание волевых качеств одна из важнейших задач тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера.
Психологическая подготовка должна занимать большую часть в плане тренировок. Количеств выигранных баллов увеличивается на 5,6% по отношению к количеству выигранных баллов у этих борцов, которые данной подготовки не имели. Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему со спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства психологического воздействия на детей для формирования психически уравновешенной личности.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования, соревновательные ситуации через игру.
К методам словесного убеждения относятся: разъяснение, критика, одобрение, внушение, осуждение, примеры авторитетных людей.
В подготовительной части используется методы развития внимания, сенсомоторики, волевых качеств; в основной части совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость; в заключительной части - способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.
3.2.5. Восстановительные средства и мероприятия
Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств:
а) психологические;
б) педагогические;
в) гигиенические;
г) медико-биологические.
Педагогические средства предусматривают построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов.
Специальные психологические воздействия – обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляет тренер или психолог.
Гигиенические средства – требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания, необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, инвентарю.
Медико-биологическая группа восстановительных средств – рациональное питание, витаминизацию. Физические средства восстановления: ручной, инструментальный массаж, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, физиотерапевтические воздействия и т. д.
Восстановительные мероприятия проводятся в целях профилактики согласно годовому учебному плану-графику. В случае резкого снижения работоспособности могут проводиться по необходимости.
3.2.6. ИНСТУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего периода обучения тренер-преподаватель должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
Судейская практика:
- участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи;
- выполнение обязанностей судьи при участниках, судьи - секундометриста;
- участие в судействе соревнований в качестве арбитра, помощником секретаря;
- судейство соревнований в качестве секретаря, зам. Главного судьи;
Инструкторская практика по учебной работе предусматривает последовательное освоение следующих навыков и умений:
- организация и руководство группой, подача команд, строевые упражнения;
- составить конспект и провести разминку в группе;
- показ общеразвивающих и специальных упражнений;
- контроль за выполнением общеразвивающих и специальных упражнений;
- проведение разминки, заключительной части, частей урока по темам;
- обучение техническим действиям;
- проведение соревнований по общей и специальной физической подготовке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Е.М. Чумаков, С.В. Елисеев, Г.И. Богданов и др.: Самбо: справочник. - М.: Советский спорт, 2006
- Туманян Г.С.: Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов. - М.: Академия, 2006
- Хлопецкий А.П.: И вечный бой.... - Калининград: Янтарный сказ, 2003
- Рудман Д.Л.: Самбо. - М.: Терра-Спорт, 2000
- Лукашев М.Н.: Родословная самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1986
- Е.М. Чумаков: Борьба самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1985
- Рудман Д.Л.: Самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1985
- Рудман Д.Л.: Самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1979
- Под общ.ред. А.П. Купцова: Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1978
- Школьникова Н.В.: Республика "Самбо-70". - М.: Физкультура и спорт, 1978
- Под ред. Е.М. Чумакова: Сто уроков борьбы самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1977
- Чумаков Е.М.: Тактика борца-самбиста. - М.: Физкультура и спорт, 1976
- Турин Л.Б.: Молодой самбист. - М.: Физкультура и спорт, 1970
- http://sambo.ru/ сайт Всероссийской федерации самбо